Начнём с того, что к проверке и регулировке холостого хода, можно приступать только на полностью прогретом до рабочей температуры двигателе. Если ваш двигатель не прогревается до рабочей температуры, ожидать от него нормальной работы не стоит. Только на прогретом до штатной рабочей температуры двигателе можно правильно отрегулировать СО и СН в выхлопе вашего автомобиля.
У карбюраторов семейства «ОЗОН» автономная система холостого хода, это значит что при работе двигателя на холостом ходу обе дроссельные заслонки полностью закрыты. В за дроссельное пространство (под дроссельную заслонку) эмульсия (смесь топлива с воздухом) приготовленная карбюратором попадает по каналу холостого хода минуя дроссельную заслонку.
Настройка холостого хода производится двумя винтами — КАЧЕСТВА и КОЛИЧЕСТВА. Эти винты находятся с правой стороны карбюратора (по ходу движения автомобиля) в нижней его части, к ним мы вернёмся позже.
Хочу, чтобы вы имели представление о том, что происходит в момент запуска двигателя, и что собственно приводит в работу ваш карбюратор. В момент запуска двигателя, во впускном коллекторе под карбюратором, создаётся разряжение, которое по каналу холостого хода, в обход дроссельной заслонки передаётся к эмульсионному колодцу. Под действием разряжения в эмульсионный колодец всасывается топливо из поплавковой камеры карбюратора, которое дозируется топливным жиклёром ГДС (Главной Дозирующей Системы).
Одновременно всасывается воздух по воздушному каналу из верхней части смесительной камеры, который в свою очередь дозируется воздушным жиклёром ГДС. Попадая одновременно в эмульсионный колодец, в котором для лучшего перемешивания, установлена эмульсионная трубка, топливо с воздухом перемешиваются превращаясь в эмульсию. Эмульсия по тому же каналу холостого хода поступает во впускной коллектор, и дальше в цилиндры двигателя. Причём поступает она в достаточном количестве для того чтобы обеспечить бесперебойную работу двигателя в режиме холостого хода при закрытой дроссельной заслонке.
Для того чтобы относительно точно дозировать количество поступающей во впускной коллектор эмульсии в канале холостого хода установлен дополнительно жиклёр холостого хода с держателем в модели 05 (электромагнитным клапаном в модели 07), который вкручивается в корпус карбюратора. Надеюсь, я излагаю доходчиво, если кому то интересно знать более подробно можно взять соответствующую литературу. Как я уже говорил, в сухую книжную терминологию я постараюсь не зарываться, а донести до вас свой опыт, простым человеческим языком.
После того как наша эмульсия прошла дозировку жиклёром холостого хода, нам остаётся провести более тонкую регулировку винтами КАЧЕСТВА(2) и КОЛИЧЕСТВА(1). Делаем это следующим образом (на не заведённом двигателе):
— предварительно винт качества закручиваем до упора и выкручиваем на 4-5 оборотов, тем самым полностью обогащая смесь, — проделываем ту же процедуру и винтом количества, и выкручиваем его на 3 оборота, — запускаем двигатель (предварительно прогретый или прогреваем до рабочей температуры), — винтом КОЛИЧЕСТВА(1) корректируем минимальные устойчивые обороты холостого хода в пределах 800 об/мин., — затем постепенно закручиваем винт КАЧЕСТВА(2), обращаю ваше внимание на то что должно происходить при исправных системах ГРМ и системе зажигания, и исправном карбюраторе: — при закручивании винта обороты двигателя должны сначала слегка возрасти, а при дальнейшем закручивании начать уменьшаться и становиться неустойчивыми. В тот момент, когда обороты начали становиться неустойчивыми, обратно выкручиваем винт (0.5-1 оборот) до устойчивых оборотов двигателя.
Далее при необходимости корректируем обороты до номинальных 850+/-50 оборотов, делаем это винтом КОЛИЧЕСТВА(1). Не забывайте проверить как изменятся обороты двигателя при увеличении нагрузки на генератор, при включенном дополнительном оборудовании (свет, печка...) при необходимости обороты можно увеличить до 1000, особенно зимой.
Настройка карбюратора «СОЛЕКС» отличается в первую очередь тем, что в этом карбюраторе используется обычная система холостого хода, т.е. обороты холостого хода регулируются упорным винтом дроссельной заслонки первой камеры, винт (1) с пластмассовой ручкой. И второе отличие — винт КАЧЕСТВА(2) имеет рабочий ход 11 оборотов. Начинается регулировка с установки винтом КОЛИЧЕСТВА(1) оборотов холостого хода, по тахометру 800-900 об/мин., и далее повторяем процедуру с винтом КАЧЕСТВА(2), аналогично предыдущему карбюратору. Настройка «СОЛЕКСА» в остальном не отличается от «ОЗОНА».